Аннотация
к рабочим программам внеурочной деятельности «Право». 8-9 классы.
Рабочие программы по курсу «Право» составлены на основе требований ФГОС основного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по обществознанию для 5-9 классов, авторской программы А.И. Ивониной к учебному курсу «Основы правовых знаний» (С. И. Володина, А. М. Полиевктова, В.В. Спасская) и обеспечивают конкретизацию содержания, объема, порядка изучения данного учебного предмета в рамках освоения основной образовательной программы основного общего образования.
В настоящее время общепризнанной является необходимость правового образования и формирования правовой культуры обучающихся. Эта актуальность связана, с одной стороны, с переменами в нашем государстве и обществе — курс взят на построение правового государства и гражданского общества. Этим объясняется и «государственный заказ» на подготовку молодёжи - активной, с развитой гражданской позицией и высокой правовой культурой, законопослушной, способной ориентироваться в правовой среде и действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия.
С другой стороны, знание основ права, возможность ориентироваться в правовом пространстве, знание и умение защищать свои и чужие права, понимание правил общежития и требования законов необходимо каждому человеку в ХХI веке.
Кроме того, изучение права способствует более качественной подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию.
Курс «Право» призван формировать основу социальной и правовой компетентности личности. Изучение «Права» направлено на формирование основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения обучающимися основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).
Программа внеурочной деятельности «Право» имеет практическую направленность: помогает учащимся разобраться во всем многообразии гражданских, трудовых, семейных и других отношений, регулируемых правом, знать и уважать законы. При освоении правового содержания стандарта в основной школе уделяется особое внимание правам, обязанностям и ответственности несовершеннолетних; правилам поведения в семье, на улице, в школе, в конфликтных ситуациях; ситуациях, типичных для соответствующего возраста; приемам поиска необходимой информации и т.п.
Основные цели реализации программы «Право» на этапе
основного общего образования:
- развитие личности, направленное на формирование правосознания, правовой культуры и правовой компетентности, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
- формирование у обучающегося мотивации к осознанному законопослушному поведению;
- формирование у обучающихся антикоррупционного мировоззрения, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения.
Задачами изучения «Права» являются:
- развитие представлений обучающихся о значении государства и права в жизни человека и общества; дальнейшее развитие политико-правовой и гражданской культуры, демократического мировоззрения школьников;
- обобщение, расширение и углубление знаний и представлений, полученных в ходе изучения курса «Обществознание» в 7 классе о правовых свободах и обязанностях человека и гражданина, способах защиты нарушенных прав, системе государственной власти РФ;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правой системы России, необходимых для правомерной реализации гражданской позиции и эффективного использования для решения практических задач в социально – правовой сфере;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку. формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения
- формирование у учащихся установок на осознанное правомерное поведение, на самостоятельное принятие решений, правомерную реализацию гражданской позиции и несению ответственности.
Преподавание «Права» призвано также создать условия для формирования у обучающихся ключевых компетентностей: социально-гражданской, учебно-познавательной, коммуникативной, информационно-читательской.
Кроме того, реализация программы «Право» в основной школе призвана помочь обучающимся в выборе профиля обучения.
Место предмета в учебном плане
Преподавание Права ведется на уровнях основного общего и среднего общего образования в форме курса, имеющего два концентра:
1). 8 - 9 классы - в рамках внеурочной деятельности;
2). 10-11 классы – профильное углубленное изучение (за счет часов вариативной части учебного плана).
Учебный план 8 и 9 классов предусматривает 102 часа на изучение учебного предмета «Право» на этапе основного общего образования:
8 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год
9 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Общая характеристика программы «Право» в 8-9 классах
«Право» - один из модулей, составная часть предмета «Обществознание»,
изучаемого в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом изучения права являются нормы различных отраслей права, что обуславливает специфику данного учебного предмета: его интегративный характер, комплексное изучение норм российского права. Место и роль правового знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание, в том числе и Право, становятся гуманистической базой для образования в целом.
Правовые знания должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Изучение права даёт возможность подростку оценить себя как личность, знать свои и чужие права и обязанности и уметь находить выход из различных правовых ситуаций. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.
Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учетом возрастных особенностей учащихся.
Содержание первого этапа курса - 8 класс - в рамках внеурочной деятельности посвящено знакомству с общими понятиями права, характеризующими правовую сферу жизни общества, с государственными символами России, конституционными правами и свободами человека и гражданина в Российской Федерации, а также конституционными обязанностями, с мерами по противодействию коррупции. У обучающихся формируются общие представления об основах конституционного строя России, о правовых основах административно-территориального устройства Российской Федерации, системе органов власти на федеральном уровне, а также об организации местного самоуправления. Обучающиеся знакомятся с особенностями правового статуса несовершеннолетнего, признаками и видами правонарушений, понятием и видами юридической ответственности. В процессе обучения у обучающихся формируется чувство гражданской ответственности, понимание важности правовых норм и их соблюдения.
В 9 классе при изучении предмета «Обществознание» завершается рассмотрение основных сфер жизни общества: рассматриваются правовая и политическая сферы.
Самостоятельный курс внеурочной деятельности «Право» углубляет и расширяет содержание тем, изучаемых на Обществознании (например, темы «Гражданские правоотношения», «Трудовые правоотношения», «Семейные правоотношения « и др.). «Право» вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть занятий отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Учащимся предъявляются, в определённой мере, систематизированные знания о праве. Обучающиеся осваивают такие категории, как правоспособность и дееспособность, знакомятся с особенностями правового статуса несовершеннолетнего в различных отраслях права (в трудовом, административном, уголовном праве). Они изучают отдельные субъективные права (право собственности, право на труд, права и обязанности детей и родителей, права потребителей и т.д.), способы защиты гражданских прав, структуру правоотношений и их виды. Обучающиеся должны осознать значение своего статуса как гражданина России, содержание своих прав и обязанностей. В процессе обучения у обучающихся формируется чувство гражданской ответственности, понимание важности правовых норм и их соблюдения. Обучающиеся в процессе изучения права усваивают знания о современных тенденциях и закономерностях развития Российской Федерации как демократического правового государства; верховенстве и прямом действии Конституции и законов.
В процессе реализации программ внеурочной деятельности «Право» на уровне основного общего (и среднего общего образования) в образовательной организации обеспечена эффективная интеграция рабочих программ по праву с программой внеклассной воспитательной работы с обучающимся - через проведение различных мероприятий, реализацию проектов- с целью получения и обобщения социального опыта обучающихся.
Реализация личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов, повышение самостоятельности и мотивации обучающихся в рамках изучения права достигаются путем активного использования:
- интерактивных образовательных технологий и методов (учебного проектирования, учебного исследования, игровых технологий, ориентированных на возрастные особенности разных групп обучающихся, в том числе деловых и ролевых игр, методов моделирования реальных ситуаций, «учебных судов», метода анализа конкретных ситуаций (казусов) и др.);
- активных форм учебной работы (эвристическая беседа, самостоятельная работа учащихся с текстами различных источников (учебником, законами, кодексами, публикациями в СМИ), «мозговой штурм», написание творческих эссе, работа над текстами с допущенными ошибками, сопоставление и сравнение статей различных правовых документов и др.).
Содержание программы внеурочной деятельности «Право» в 8-9 классах:
8 класс:
Тема 1. Что такое право 8ч
Тема 2. Государство 5ч
Тема 3. Право и человек 5ч
Тема 4. Право и государство 9ч
Тема 5. Человек и государство 7ч
9 класс:
Тема 1. Гражданин и государство (16 ч)
Тема 2. Семья. Родители. Дети (12 ч)
Тема 3. Общая характеристика гражданских правоотношений (6ч)
Тема 4. Право собственности (4ч)
Тема 5. Договор (7 ч)
Тема 6. Отдельные виды гражданских правоотношений (6 ч)
Тема 7. Правовое регулирование трудовых отношений (13ч)
Тема 8. Международная защита прав человека (4ч)
Освоение программы «Право» строится с использованием учебного пособия:
С.И.Володина, А.М.Полиевктова, В.В.Спасская «Основы правовых знаний» 8-9 классы в 2-х частях – М., Академкнига/учебник, 2018. Часть 1и часть 2.
Формы оценки достижения планируемых результатов
Оцениваются предметные, метапредметные и личностные результаты, формируемые в рамках данной программы. Оценка строится на общих подходах по оценке результатов, заявленных во ФГОС:
- Оценивается динамика индивидуальных достижений обучающихся в процессе
освоения программы;
- Используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты)).
Критериями оценивания достижений учащихся в изучении Права являются: объективность, адекватность, значимость, открытость, доступность.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в следующих формах: индивидуального устного опроса, фронтальной беседы, письменных проверочных работ (с заданиями закрытого типа (выбрать ответ из предложенных вариантов); на краткое дополнение; на соответствие, с заданиями открытого типа)), творческих работ; практических работ, защиты мини-проектов.
Промежуточный контроль осуществляется посредством практических работ и заданий, содержание которых непосредственно связано с изучаемыми темами; выполнения мини-проектов.
Итоговый контроль осуществляется по результатам выполнения группового или индивидуального проекта, в формате ученической конференции, на которой каждый школьник представляет результаты собственного исследования.