Указом Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Банк заданий:
Открытые Задания PISA на сайте ФИОКО
Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности ФИПИ
Презентация "Функциональная грамотность"
Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 08.09.2021 № 2537-р «Об организации проведения региональных диагностических работ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы в 2021/2022 учебном году»
Распоряжение Комитета по образованию от 10.02.2022 № 235-р «О внесении изменения в распоряжение Комитета по образованию от 08.09.2021 № 2537-р»
Распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»
Распоряжение Комитета по образованию от 01.12.2021 № 3197-р «О внесении измененияв распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р»
Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.10.2021
№ 01-218/08-01 «Об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности»
Письмо Комитета по образованию от 25.11.2021 № 03-28-9830/21-0-0 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
Федеральный портал Академия Минпросвещения России – https://apkpro.ru
Единое содержание общего образования – https://edsoo.ru/
Федеральный банк заданий по функциональной грамотности –https://fg.resh.edu.ru
План мероприятий
ГБОУ №29 с углубленным изучением французского языка и права
Василеостровского района Санкт-Петербурга
по функциональной грамотности на 2023-2024 учебный год
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Срок реализации |
Ответственный |
1 |
Назначение школьного координатора по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся |
сентябрь 2023 |
Заместитель директора по УВР Бобарнева Т.В.
|
2 |
Разработка и утверждение Плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2023-2024 учебный год |
сентябрь 2023 |
Заместитель директора по УВР Бобарнева Т.В. Заместитель директора по УВР Колёкин Н.М.
|
3 |
Размещение на официальном сайте информации по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся |
постоянно |
Петров А.А., учитель информатики
|
4 |
Формирование базы данных учителей для работы с обучающимися по формированию функциональной грамотности по направлениям: · Математическая грамотность · Читательская грамотность · Естественнонаучная грамотность · Финансовая грамотность · Глобальные компетенции · Креативное мышление |
постоянно |
Заместитель директора по УВР Бобарнева Т.В. Учителя-предметники
|
5 |
Организация работы методических объединений по организации методического сопровождения по формированию и оценке ФГ обучающихся |
постоянно |
Методисты школы |
6 |
Участие МО в разработке и внедрении в систему повышения квалификации педагогических работников индивидуальных планов профессионального развития педагогических работников с учетом выявленных профессиональных дефицитов в части ФГ обучающихся |
сентябрь-май 2023-2024 |
Методисты школы |
7 |
Организация наставничества в целях повышения уровня педагогических работников по вопросам формирования и оценки ФГ обучающихся |
постоянно |
Заместитель директора по УВР Бобарнева Т.В. Методисты школы
|
8 |
Организация информационно-просветительской работы с участниками образовательных отношений по вопросам формирования и оценки ФГ |
постоянно |
Петров А.А., учитель информатики
|
9 |
Организация и проведение открытых уроков по вопросам формирования и оценки ФГ, в том числе для студентов филологического факультета РГПУ имени А.И. Герцена |
ноябрь-декабрь 2023 |
Заместитель директора по УВР Бобарнева Т.В. Заместитель директора по начальной школе Гренштейн О.Ю. Учителя-предметники
|
10 |
Участие в семинарах, мастер-классах с целью обмена опытом с образовательными организациями, имеющими положительный опыт формирования и оценки ФГ |
сентябрь-май 2023-2024 |
Заместитель директора по УВР Бобарнева Т.В. Учителя-предметники
|
11 |
Участие в районных мероприятиях по формированию ФГ (олимпиады, конкурсы, беседы, лекции, проекты, конференции) |
сентябрь-май 2023-2024 |
Заместитель директора по УВР Бобарнева Т.В. Учителя-предметники
|
12 |
Участие в районных и городских педагогических мероприятиях по вопросам формирования и оценки ФГ |
сентябрь-май 2023-2024 |
Заместитель директора по УВР Бобарнева Т.В. Заместитель директора по УВР Колёкин Н.М. Заместитель директора по начальной школе Гренштейн О.Ю. |
13 |
Проведение районного семинара «Исследовательская деятельность на уроках математики в начальной школе в процессе изучения финансовой грамотности» |
декабрь 2023 |
Заместитель директора по начальной школе Гренштейн О.Ю. |
14 |
Ежегодная защита проектных и исследовательских работ (10 класс) |
апрель 2024 |
Заместитель директора по УВР Колёкин Н.М. Учителя-предметники |
15 |
Организация проведения диагностических работ по ФГ для учащихся 8,9 классов |
октябрь-декабрь 2023 |
Заместитель директора по УВР Бобарнева Т.В. Петров А.А., учитель информатики, Учителя-предметники |
16 |
Организация проведения тренировочных работ по ФГ для учащихся 6,7 классов |
по графику 2023-2024 |
Петров А.А., учитель информатики, Учителя-предметники |
17 |
Проведение практических занятий, викторин, игр по ФГ в рамках внеурочной деятельности для учащихся начальной школы |
сентябрь-май 2023-2024 |
Заместитель директора по УВР Колёкин Н.М. Заместитель директора по начальной школе Гренштейн О.Ю. Учителя начальной школы |
18 |
Участие в организации и проведении мероприятий для обучающихся в рамках Единого дня ФГ |
по графику 2023-2024 |
Заместитель директора по УВР Бобарнева Т.В. Заместитель директора по УВР Колёкин Н.М. Заместитель директора по начальной школе Гренштейн О.Ю. |
19 |
Контроль за актуализацией планов работы МО в части формирования и оценки ФГ обучающихся |
1 раз в четверть |
Заместитель директора по УВР Бобарнева Т.В. Заместитель директора по УВР Колёкин Н.М. Заместитель директора по начальной школе Гренштейн О.Ю. |
20 |
Включение в повестку педагогических советов и совещаний при директоре вопросов по формированию и оценке ФГ |
1 раз в четверть |
Заместитель директора по УВР Бобарнева Т.В. Заместитель директора по УВР Колёкин Н.М. Заместитель директора по начальной школе Гренштейн О.Ю. |
21 |
Подготовка аналитической справки По итогам исследования формирования ФГ обучающихся |
апрель 2024 |
Заместитель директора по УВР Бобарнева Т.В. Заместитель директора по УВР Колёкин Н.М. Заместитель директора по начальной школе Гренштейн О.Ю. |