ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
Школа № 29 с углублённым изучением французского языка и права
г. Санкт-Петербург, Малый проспект В. О., 34
+7 (812) 323-02-23
school029@spb.edu.ru

Школа № 29 с углублённым изучением французского языка и права

МЕНЮ

 

Аннотация

рабочей программы внеурочной деятельности

 «Обществознание» 5 класс.

 

Данная рабочая программа  «Обществознания» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, составлена на основе требований ФГОС основного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по обществознанию для 5-9 классов, авторской программы по обществознанию  под редакцией Л. Н. Боголюбова.

Изучение «Обществознания» в 5 классе осуществляется в рамках  внеурочной деятельности в связи с отсутствием в примерном учебном плане часов на его изучение. 

Актуальность изучение программы заключается в возможности использовать приобретенные знания и умения в практической повседневной  деятельности  для полноценного  выполнения типичных  для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных  общественных событиях и процессах, нравственной и правовой  оценки конкретных поступков людей, реализации  и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских прав и обязанностей, первичного анализа и использования социальной информации, сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,  уважения к социальным нормам; приверженности к гуманистическим демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение  на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе, основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых  обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной сфере; сферах человеческой деятельности; способах регулирования  общественных отношений; механизмах реализации  и защиты прав человека и гражданина;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми  различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

В 5 классе содержание данной программы  носит в основном пропедевтический

характер, что связано с проблемой социализации младших подростков. На этом этапе

обеспечивается преемственность курса «Окружающий мир» , который изучался в

начальной школе. Начинается изучение курса обществознания с темы «Человек» , где

рассматриваются важнейшие социальные свойства личности. Программа последовательно

вводит ученика в круг социальных институтов: от тем «Семья» и «Школа» через тему

«Труд» к теме «Родина». Ученики расширяют круг сведений о важнейших социальных

институтах, их общественной значимости, о качествах человека, проявляющихся во

взаимодействии с ними.

Место реализации программы в учебном плане ГБОУ № 29:

5 класс –  1 час в неделю, 34 часа в год в рамках внеурочной деятельности

Содержание программы:

Вводное занятие (1ч)

Тема 1. Человек (6ч)

Тема 2. Семья (6ч)

Тема 3. Школа (6ч)

Тема 4. Труд (6ч)

Тема 5. Родина (8ч)

Итоговое занятие (1ч)

Учебное пособие: Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др.  под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. Обществознание. 5 класс. М.: «Просвещение», 2015.

Формы оценки достижения планируемых результатов

Оцениваются  предметные, метапредметные и личностные результаты, формируемые в рамках данной программы. Оценка  строится на общих подходах к ценке  результатов, заявленных во ФГОС:

  1. Оценивается динамика индивидуальных достижений обучающихся в процессе

освоения  программы;

  1. Используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты)).

Текущий контроль  осуществляется  по результатам выполнения отдельных видов работ (тесты, устные выступления, работа с литературой и проч.). 

Промежуточный контроль осуществляется посредством практических работ и заданий, содержание которых непосредственно связано с изучаемыми темами.

Итоговый контроль осуществляется по результатам выполнения группового или индивидуального проекта, в формате ученической конференции, на которой каждый школьник представляет результаты собственного исследования.

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

рабочей программы внеурочной деятельности 

«Обществознание: ключевые понятия и трудные вопросы»

9 класс.

 

Программа внеурочной деятельности «Обществознание: ключевые понятия и трудные вопросы» предназначена для учащихся 9 классов и составлена на основе программы кафедры социального образования СПб АППО (автор- составитель Александрова С.В.)

            Данная программа определяет в качестве ключевых целей: подготовку учащихся по наиболее сложным вопросам теоретического курса 5-9 классов, а также подготовку учащихся к технологии письменного тестирования в форматах РДР, ВПР и ГИА.

Основные задачи реализации программы:

  • Повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера: обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
  • Формирование умений, актуализированных  целью и содержанием обществоведческой подготовки  в контексте готовности учащихся к различным формам аттестации;
  • Развитие методологической культуры обучающихся при  операциях с понятиями,  работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида.

            Формы занятий: практикумы, лабораторные занятия, тренинги. 

Место программы внеурочной деятельности «Обществознание: ключевые понятия и трудные  вопросы» в учебном  плане ГБОУ № 29: 34 часа в год, 1 час в неделю во внеурочной деятельности.

Основные  формы контроля успеваемости обучающихся:

текущий контроль  осуществляется на каждом занятии в форме индивидуального устного опроса (беседа, рассказ учащегося), фронтальной беседы, тренинговых работ (задания закрытого типа; краткое дополнение; задание на соответствие, ответ на открытый вопрос), творческих работ; практических работ;

промежуточный контроль осуществляется посредством практических работ и заданий, содержание которых непосредственно связано с изучаемыми темами;

итоговый контроль осуществляется в виде практических работ в формате ОГЭ, содержание которых непосредственно связано с изучаемыми темами.

            Содержание программы

Введение. Структура и содержание экзаменационной работы ОГЭ (1 ч).

Содержательная  линия «Человек и общество»:  ключевые понятия и трудные вопросы (4ч).

Содержательная  линия «Сфера духовной культуры»: ключевые понятия и трудные вопросы (4 ч)

Содержательная  линия «Экономика»: ключевые понятия и трудные вопросы (4 ч).

Содержательная  линия «Социальная сфера»: ключевые понятия и трудные вопросы (4 ч).

Содержательная линия «Сфера политики и социального управления»: ключевые понятия и трудные вопросы (4 ч)

Содержательная линия «Право»: ключевые понятия и трудные вопросы (4 ч)

Модели тестовых заданий  и проверяемые умения (4 ч.).

Общая характеристика заданий части 2 (4 ч).

Итоговое тестирование (1 ч)

 

Аннотация

 рабочих программ внеурочной деятельности

«Социальная практика» 6, 8 классы. 2020-21 уч.год

 

Программы «Социальная практика» - это программы внеурочной деятельности для учащихся 6 и 8 классов, которые имеют модульное построение. Рабочие программы внеурочной деятельности «Социальная практика» составлены на основе требований ФГОС основного общего образования второго поколения,  авторской программы Н. И. Элиасберг,  Е. Н. Барышникова, Л. С. Нагавкиной «Обществознание. Социальная практика».

Ведение занятий по  программам «Социальная практика» способствует более эффективному решению задач, связанных с социальной адаптацией школьников  подросткового возраста, в том числе и младшего подросткового.

Актуальность данных программ определяется:

• расширением самостоятельности учащихся в различных сферах жизнедеятельности как на основе сознательного доверия взрослых к их умениям и возможностям, так и в результате уменьшения внимания некоторых родителей к своим детям по мере их взросления;
• значительно более широким кругом общения учащихся как в школе, так и вне ее;
• возникновением чувства взрослости, часто не совпадающего с реальным процессом взросления (школьники этого возраста, как правило, переоценивают свои умения, знание жизни, свой опыт);
• стремлением утвердиться, заявить о себе активными действиями (однако, чтобы получить признание окружающих, они действуют не в одиночку, а в группе);
• часто совершаемыми противоправными действиями (при этом наблюдается тенденция вовлечения взрослыми школьников этого возраста в преступную деятельность).

Все перечисленные факторы показывают настоятельную необходимость помочь  подросткам адаптироваться к окружающей их жизни  путем своевременного приобретения необходимых знаний и социального опыта. Это позволит  школьникам уверенно действовать в различных жизненных ситуациях наиболее целесообразным и безопасным для себя и окружающих способом, не выходя за рамки закона; осуществлять свои жизненные планы, не вступая в конфликт с обществом.

Название программы «Социальная практика» отражает его задачи и особенности. Словом «социальная» подчеркивается направленность курса на социализацию школьников, а словом «практика» — ведущая роль практических форм деятельности учащихся на занятиях .

Программы носят метапредметный характер, так как не только интегрируют исторические, обществоведческие, правовые знания и умения, но и создают условия для формирования познавательных, организационных, коммуникативных, а, главное, личностных универсальных учебных действий.

Содержание программ направленно на развитие личности посредством формирования механизмов самовоспитания и самообучения, что создает условия для реализации творческого потенциала учащихся.

Цель программ: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи программ:

— способствовать формированию основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения  к истории и культуре России;

— воспитывать в каждом ученике уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

— воспитывать нравственные качества личности ребёнка;

— способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм.

Характерными чертами программ «Социальная практика» являются: гуманистическая направленность; соответствие возрастным особенностям, интересам и потребностям учащихся; системно- деятельностная ориентированность.

Место программы «Социальная практика» в учебном плане ГБОУ « 29:

6  класс — 1 час в неделю, 34 часа в год в рамках внеурочной деятельности

8  класс — 1 час в неделю, 34 часа в год в рамках внеурочной деятельности

Формы и режим занятий

Виды учебных занятий: теоретические  и практические занятия.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Используются технологии, предусматривающие диалоговое взаимодействие участников, работу в малых группах, поисковую, исследовательскую деятельность, игровую деятельность.

     Формы организации занятий:

лекции с элементами беседы; беседы, практикумы ( работа с нормативно-правовыми актами, литературой, документами, Интернет-ресурсами), игры, экскурсии (в т.ч.виртуальные), работа над проектами и другие.

     Формы оценки достижения планируемых результатов

Оцениваются  метапредметные и личностные результаты, формируемые в рамках данной программы. Оценка  строится на общих подходах по оценке  результатов, заявленных во ФГОС:

  1.   оценивается динамика индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения программы;
  2.  используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты)).
  3. итоговый контроль осуществляется по результатам выполнения группового или индивидуального проекта, в формате ученической конференции, на которой каждый школьник (или группа) представляет результаты собственного исследования.

Содержание программ:

6 класс

Тема 1. Человек среди людей. Опасность агрессивности в отношениях между людьми (11 ч)

Тема 2. Гражданин России. Права и обязанности граждан России (12 ч)

Тема 3. Экономика, труд, деньги, собственность. Человек в мире денег (11ч)

8 класс

Тема 1. Человек среди людей (7ч)

      Тема 2. Зачем нужны законы (3ч)

Тема 3. Из истории прав человека (4 ч)

      Тема 4. Толерантность (5ч)

Тема 5.  Несовершеннолетние в праве  (14ч

 

 

 

 

 

Аннотация

к рабочим программам внеурочной деятельности «Право». 8-9 классы.

 

Рабочие программы по курсу «Право» составлены на основе требований ФГОС основного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по обществознанию для 5-9 классов,  авторской программы А.И. Ивониной к учебному курсу «Основы правовых знаний» (С. И. Володина, А. М. Полиевктова, В.В. Спасская) и обеспечивают конкретизацию содержания, объема, порядка изучения данного учебного предмета в рамках освоения основной образовательной программы основного общего образования.

В настоящее время общепризнанной является  необходимость правового образования и формирования правовой культуры обучающихся.  Эта актуальность связана, с одной стороны, с переменами в нашем государстве и обществе — курс взят на построение правового государства и гражданского общества. Этим объясняется и «государственный заказ»  на подготовку молодёжи - активной, с развитой гражданской позицией и высокой правовой культурой, законопослушной, способной ориентироваться в правовой среде и действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия.

С другой стороны, знание основ права, возможность ориентироваться в правовом пространстве, знание и умение защищать свои и чужие права, понимание правил общежития и требования законов необходимо каждому человеку в ХХI веке.

Кроме того, изучение права способствует более качественной подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию.

Курс «Право» призван формировать основу социальной и правовой компетентности личности. Изучение «Права»  направлено на формирование основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения,  необходимых для эффективного выполнения обучающимися основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).

Программа внеурочной деятельности «Право» имеет практическую направленность: помогает учащимся разобраться во всем многообразии гражданских, трудовых, семейных и других отношений, регулируемых правом, знать и уважать законы. При освоении правового содержания стандарта в основной школе   уделяется особое внимание правам, обязанностям и ответственности несовершеннолетних; правилам поведения в семье, на улице, в школе, в конфликтных ситуациях; ситуациях, типичных для соответствующего возраста; приемам поиска необходимой информации и т.п.

 

 

Основные цели реализации программы  «Право» на этапе

основного общего образования:

  • развитие личности, направленное на формирование правосознания, правовой культуры и правовой компетентности, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
  • формирование у обучающегося мотивации к осознанному законопослушному поведению;
  • формирование у обучающихся антикоррупционного мировоззрения, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения.

Задачами изучения «Права» являются:

  • развитие представлений обучающихся о значении государства и права в жизни человека и общества; дальнейшее развитие политико-правовой и гражданской культуры,  демократического мировоззрения школьников;
  • обобщение, расширение и углубление знаний и представлений, полученных в ходе изучения курса «Обществознание» в 7 классе о правовых свободах и обязанностях человека и гражданина, способах защиты нарушенных прав, системе государственной власти РФ;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правой системы России, необходимых для правомерной реализации гражданской позиции и эффективного использования для решения практических задач в социально – правовой сфере;
  • воспитание  гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку. формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения
  • формирование у учащихся установок на осознанное правомерное поведение, на самостоятельное принятие решений, правомерную реализацию гражданской позиции и несению ответственности.

Преподавание «Права» призвано также создать условия для формирования у обучающихся ключевых компетентностей: социально-гражданской, учебно-познавательной, коммуникативной, информационно-читательской.

Кроме того, реализация программы «Право» в основной школе призвана помочь обучающимся в выборе профиля обучения.

Место предмета в  учебном плане

Преподавание Права ведется на уровнях основного общего и среднего общего образования в форме  курса, имеющего два концентра:

1). 8 - 9 классы - в рамках внеурочной деятельности;

2). 10-11 классы – профильное углубленное изучение (за счет часов вариативной части учебного плана).

Учебный план  8 и 9 классов предусматривает 102 часа на  изучение учебного предмета «Право» на этапе основного общего образования:

8 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год

9 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Общая характеристика программы «Право» в 8-9 классах

«Право» - один из модулей, составная часть  предмета «Обществознание»,

изучаемого в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом изучения права  являются нормы различных отраслей права, что обуславливает специфику данного учебного предмета: его интегративный характер, комплексное изучение норм российского права.              Место и роль правового знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание, в том числе и Право, становятся гуманистической базой для образования в целом.

Правовые знания должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Изучение права даёт возможность подростку оценить себя как личность, знать свои и чужие права и обязанности и уметь находить выход из различных правовых ситуаций. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учетом возрастных особенностей учащихся.

Содержание первого этапа курса - 8 класс -  в рамках внеурочной деятельности посвящено знакомству с общими понятиями права, характеризующими правовую сферу жизни общества, с государственными символами России, конституционными правами и свободами человека и гражданина в Российской Федерации, а также конституционными обязанностями, с мерами по противодействию коррупции. У обучающихся формируются общие представления об основах конституционного строя России, о правовых основах административно-территориального устройства Российской Федерации, системе органов власти на федеральном уровне, а также об организации местного самоуправления. Обучающиеся знакомятся с особенностями правового статуса несовершеннолетнего, признаками и видами правонарушений, понятием и видами юридической ответственности. В процессе обучения у обучающихся формируется чувство гражданской ответственности, понимание важности правовых норм и их соблюдения.

В 9 классе при изучении предмета «Обществознание» завершается рассмотрение основных сфер жизни общества: рассматриваются правовая и политическая сферы.  

Самостоятельный курс внеурочной деятельности  «Право» углубляет и расширяет содержание тем, изучаемых на Обществознании (например, темы «Гражданские правоотношения», «Трудовые правоотношения», «Семейные правоотношения « и др.).  «Право» вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть занятий отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Учащимся предъявляются, в определённой мере, систематизированные знания о праве. Обучающиеся осваивают такие категории, как правоспособность и дееспособность, знакомятся с особенностями правового статуса несовершеннолетнего в различных отраслях права (в трудовом, административном, уголовном праве). Они изучают отдельные субъективные права (право собственности, право на труд, права и обязанности детей и родителей, права потребителей и т.д.), способы защиты гражданских прав, структуру правоотношений и их виды. Обучающиеся должны осознать значение своего статуса как гражданина России, содержание своих прав и обязанностей. В процессе обучения у обучающихся формируется чувство гражданской ответственности, понимание важности правовых норм и их соблюдения. Обучающиеся в процессе изучения права усваивают знания о современных тенденциях и закономерностях развития Российской Федерации как демократического правового государства; верховенстве и прямом действии Конституции и законов.

В процессе реализации программ внеурочной деятельности «Право» на уровне основного общего (и среднего общего образования) в образовательной организации  обеспечена эффективная интеграция рабочих программ по праву  с программой внеклассной воспитательной работы с обучающимся -  через проведение различных мероприятий, реализацию проектов- с целью  получения и обобщения социального опыта обучающихся.

Реализация личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов, повышение самостоятельности и мотивации обучающихся в рамках изучения права  достигаются путем активного использования:

- интерактивных образовательных технологий и методов (учебного проектирования, учебного исследования, игровых технологий, ориентированных на возрастные особенности разных групп обучающихся, в том числе деловых и ролевых игр, методов моделирования реальных ситуаций,  «учебных судов», метода анализа конкретных ситуаций (казусов) и др.);

- активных форм учебной работы (эвристическая беседа, самостоятельная работа учащихся с текстами различных источников (учебником, законами, кодексами, публикациями в СМИ), «мозговой штурм», написание творческих эссе, работа над текстами с допущенными ошибками, сопоставление и сравнение статей различных правовых документов и др.).

Содержание программы внеурочной деятельности «Право» в 8-9 классах:

8 класс:

Тема 1. Что такое право 8ч

Тема 2. Государство 5ч

Тема 3. Право и человек 5ч

Тема 4. Право и государство 9ч

Тема 5. Человек и государство 7ч

9 класс:

Тема 1. Гражданин и государство (16 ч)

Тема 2. Семья. Родители. Дети (12 ч)

Тема 3. Общая характеристика гражданских правоотношений (6ч)

Тема 4.   Право собственности (4ч)

Тема 5. Договор (7 ч) 

Тема 6. Отдельные виды гражданских правоотношений (6 ч) 

Тема 7. Правовое регулирование трудовых отношений (13ч)

Тема 8. Международная защита прав человека (4ч)

 

Освоение программы  «Право» строится с использованием  учебного пособия:

С.И.Володина, А.М.Полиевктова, В.В.Спасская «Основы правовых знаний» 8-9 классы в 2-х частях – М., Академкнига/учебник, 2018. Часть 1и часть 2.

Формы оценки достижения планируемых результатов

Оцениваются  предметные, метапредметные и личностные результаты, формируемые в рамках данной программы. Оценка  строится на общих подходах по оценке  результатов, заявленных во ФГОС:

  1. Оценивается динамика индивидуальных достижений обучающихся в процессе

освоения  программы;

  1. Используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты)).

Критериями оценивания достижений учащихся в изучении Права являются: объективность, адекватность, значимость, открытость, доступность.

Текущий контроль  осуществляется на каждом занятии в следующих формах: индивидуального устного опроса, фронтальной беседы, письменных проверочных работ  (с заданиями закрытого типа (выбрать ответ из предложенных вариантов); на краткое дополнение; на соответствие, с заданиями открытого типа)), творческих работ; практических работ, защиты мини-проектов.

Промежуточный контроль осуществляется посредством практических работ и заданий, содержание которых непосредственно связано с изучаемыми темами; выполнения мини-проектов.

Итоговый контроль осуществляется по результатам выполнения группового или индивидуального проекта, в формате ученической конференции, на которой каждый школьник представляет результаты собственного исследования.

 

 

 

 

 

 

© 2021. ГБОУ № 29.