Программа развития 2011-2015
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение
- Анализ результатов реализации Программы развития 2005-2010
- SWOT-анализ
- Целевая программа «Личность»
- Целевая программа «Профессионал»
- Целевая программа «Здоровье»
- Целевая программа «Партнеры»
- Критерии оценки реализации Программы
- Риски
1. Введение
При разработке программы школа исходит из следующего определения своей миссии: «Миссией школы в условиях развития поликультурного общества является создание образовательной среды школы, адекватной идеям поликультурного образования, способствующей развитию у учащихся ценностей гражданского общества - подготовка гуманитарно-ориентированной личности гражданина, обладающего правовой культурой, способного к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию».
Общей целью Программы развития школы является создание условий:
- для достижения каждым из учащихся личностно значимого уровня образования на основе требований государственных образовательных стандартов,
- для проявления каждым учеником своих индивидуальных склонностей, раскрытия талантов и творческих способностей,
- для удовлетворения образовательных запросов учащихся и их родителей в предоставлении качественных образовательных услуг соответствующих уровню углубленного изучения ряда предметов.
При разработке Программы педагогический коллектив школы опирается на принципы государственной политики Российской Федерации в области стратегического планирования, в области образования и положения:
- Конституции Российской Федерации; закона Российской Федерации «Об образовании» и Концепции проекта нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указа Президента РФ от 12 мая 2009 года № 536 «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации»;
- Указа Президента РФ от 12 мая 2009 года №537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»
- Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;
- Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, в редакции распоряжения Правительства РФ от 02.11.2009 № 1622-р;
- Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации 04.02.2010г., Пр-271;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 г.
- Плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года N 1507-р;
- Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.7.2007 N 884
- Плана мероприятий по модернизации общего образования, направленных на реализацию в 2011-2015 годах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Санкт-Петербурге», утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 08 июня 2010 года N 750
- Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020гг. («Петербургская школа 2020»)
- Устав школы
- Локальные акты школы
Механизм реализации Программы:
Программа развития 2011-2015 реализуется через осуществлении работы по четырем целевым программам: «Личность», «Профессионал», «Здоровье», «Партнеры».
Программа рассчитана на 5 лет. Для успешной реализации программы ежегодно принимаются планы работы по ее реализации.
2. Анализ результатов деятельности Программы развития
2005-2010
Программа развития 2005-2010 состояла из трех целевых программ («Самостоятельный ученик», «Комфортная школа», «Поддержка») и была направлена на повышение качества школьного образования путем создания условий:
- для развития у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности;
- для подготовки гуманитарно-ориентированной личности гражданина, обладающего правовой и нравственной культурой, способного к активной социальной адаптации в обществе, самостоятельному жизненному выбору, готового к самообразованию и самосовершенствованию;
- для развития личности, умеющей отвечать за свои решения и действия, способной осознавать, что личностный успех или неуспех есть результат собственной жизнедеятельности.
В качестве основного механизма реализации Программы развития педагогический коллектив школы избрал компетентностный и средовой подходы. В связи с этим в ходе работы главное внимание мы уделяли формированию у педагогов компетенций, необходимых для внедрения современных образовательных технологий; а у учащихся -формированию компетенций для расширения возможностей продолжения образования и самообразования, для социализации в обществе. Также приоритетным направлением с 2005 года являлась задача создания такой образовательной среды, которая способствовала бы развитию этих компетенций, а значит, и достижению качественно новых результатов образования.
Далее будет представлен отдельный отчет по реализации каждой из целевых программ («Самостоятельный ученик», «Поддержка», «Комфортная школа»). Существенным этапом в реализации Программы развития стало освоение полученного в 2006 и 2009 годах грантов в результате победы нашей школы в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. На эти средства была закуплена цифровая техника и проведено обучение большой группы учителей информационным и коммуникационным технологиям.
В 2007 году педагогами была выдвинута идея новой целевой программы «Здоровье», которая стала четвертой составной частью Программы развития принята целевая программа «Здоровье», к реализации которой школа приступила с января 2008 года.
Опыт работы школы по реализации Программы развития за 2005-2010 годы был неоднократно представлен педагогической и родительской общественности и получил высокую оценку.
Реализация целевой программы «самостоятельный ученик». В результате работы с учащимися была достигнуты поставленные цели и задачи: велась работа по развитию компетенций учащихся в сфере самостоятельной познавательной деятельности, предполагающей развитие личности, способной самостоятельно работать с информацией, на ее основе делать осознанный выбор и нести ответственность за свой выбор. к самостоятельной познавательной деятельности.
С этой целью в образовательный процесс были внедрены инновационные образовательные технологии.
Разработана система последовательно усложняющихся заданий для учащихся 3-8 классов, направленных на развитие навыков самостоятельного подбора материала, выполнения заданий с элементами реферирования, проведения микроисследований.
Разработаны циклы экскурсий с использованием технологии РАЛЛИ.
Обобщен и представлен опыт по использованию симуляционных и других интерактивных технологий в образовательном процессе.
Обобщен и представлен опыт по использованию театрализации в образовательном процессе.
Разработны уроки и методические пакеты тестов для самоконтроля с использованием ИКТ. Разработаны предметные игры с использованием ИКТ. Обобщен и представлен опыт по использованию симуляционных и других интерактивных технологий.
Проведена работа по:
- освоению учащимися 9-11 классов умений самостоятельной познавательной деятельности: выполнение исследовательских работ с последующей защитой на традиционных школьных научно-практических конференциях.
- освоению учащимися умений работы в команде: ролевые игры, выезды, командно -игровые формы работы на уроках, турниры эрудитов
- освоению учащимися коммуникативных умений и навыков планирования деятельности: культурно-лингвистические обмены с колледжами и лицеями Франции
Для реализации Целевой программы «Комфортная школа» созданы организационные условия для повышения комфортности образовательной среды:
- Созданы программы экскурсионной работы с учащимися с 1 по 11 класс
- Выпущена книга«Полвека просвещения» к 50-летию школы, результаты работы школы представлены на тожтественном юбилейном заседании для социальных партнеров
- Проведены открытые уроки для родителей (53 из 58 работающих учителей дали открытые уроки)
- Создан Управляющий Совет школы
- Методические ресурсы школы представлены широкой педагогической общественности
- Учащиеся школы привлекаются к проведению семинаров
- В школе создана информационно насыщенная среда (Технопарк)
- Проведена работа по благоустройству пришкольной территории
По реализации целевой программы «Поддержка» проведена работа по поддержке саморазвития, самообразования, самосовершенствования участников образовательного процесса:
- Созданы условия поддержки разноуровневого контингента учащихся. Проведено психолого-педагогическое исследование «Комфортность и успешность учащихся в школе и в семье» Создана и успешно работает служба сопровождения
- Созданы методические условия поддержки профессиональной деятельности учителей
- Создание системы работы с социальными партнерами школы
- Проводится работа по привлечению молодых специалистов в школу
- Создана система поощрений учителей и учащихся по итогам работы за год и участи в различных конкурсах
Начата реализация целевой программы «Здоровье»
- Создана спортивная площадка при школе
- Открыто отделение дополнительного образования детей с большим количеством кружков спортивной направленности
- Разработана программа «Здоровый образ жизни»
3. SWOT – анализ
Сильные стороны |
Слабые стороны |
---|---|
|
|
Проблемы | |
|
|
Возможности | |
|
4. Целевая программа «Личность»
Цель: создание условий для развития личности в информационном поликультурном обществе средствами школьного образования.
Задачи:
- Расширение образовательной среды школы для построения индивидуального образовательного пространства каждого учащегося.
- Удовлетворение потребностей и запросов учащихся в дополнительном образовании в школе.
- Формирование социально активной личности – гражданина России.
- Развитие иноязычной компетенции учащихся средствами индивидуальных технологий.
Средства:
- Образовательная среда школы
- Отделение дополнительного образования детей
- Система формирования социально-культурной и коммуникативной компетенций учащихся.
Что делать |
Ожидаемый результат |
Продукт |
---|---|---|
Создание надпредметных и метапредметных программ по формировании универсальных учебных действий | Развитие личностных и коммуникативных учебных действий | Пакет надпредметных программ для учащихся различных ступеней школы |
Создание программы «Грамотный читатель» | Повышение уровня функциональной грамотности учащихся. Развитие интереса к чтению различных текстов |
Программа «Грамотный читатель» |
Диагностика запросов учащихся по программам дополнительного образования | Выявление интересов учащихся в динамике | Пакет диагностических материалов |
Обновление программ дополнительного образования | Механизм обновления | Пакет программ |
Разработка и реализация социальных проектов учащихся | Развитие социальной активности учащихся | Банк проектов методической работы с учащимися по созданию социального проекта. Технология представления проектов. |
Совершенствование работы по созданию «Языкового портфеля» каждым учащимся | Развитие иноязычной компетенции учащихся | Методика работы педагогического коллектива по развитию иноязычной компетенции учащихся. Внедрение новых современных технологий формирования иноязычной компетенции |
Ресурсы:
- Квалифицированные кадры
- Опыт работы школы в качестве городского ресурсного центра
- Оснащенная библиотека и медиотека
- Технопарк школы
- Опыт работы школы в области проектной деятельности
5. Целевая программа «Профессионал»
Цель: создание условий для развития и самореализации педагогов в профессиональной деятельности.
Задачи:
- Выявление и удовлетворение запросов педагогов на повышение квалификации
- Создание условий для профессионального роста начинающих педагогов
- Создание условий для педагогов, имеющих стаж работы более 10 лет, по передаче опыта, профилактика профессионального выгорания.
Что делать |
Ожидаемый результат |
Продукт |
---|---|---|
Формирование плана адресных программ повышения квалификации учителей | Повышение квалификации педагогов по актуальным для педагогов и школы проблемам | Перспективный план адресного повышения квалификации |
Профессиональная подготовка начинающих учителей | Рост профессионализма Сохранение молодых кадров в школе |
Программа профессиональной подготовки начинающих учителей |
Создание системы внутришкольных конкурсов профессионального мастерства | Профессиональная самореализация учителей | Положение о конкурсе. Методика проведения конкурса Альтернативные источники финансирования для выплат стимулирующего характера |
Поддержка учителей, участвующих в профессиональных конкурсах вне школы | Профессиональная самореализация | Методические материалы созданные в процессе подготовке к конкурсам |
Создание программы «Корпоративная культура учителя» | Совершенствование межличностных отношений педагогов Формирование навыков работы в команде |
Программа «Корпоративная культура учителя» |
Ресурсы:
- Сложившаяся система проведения открытых уроков
- Кадры с опытом работы с использованием инновационных технологий
- Опыт реализации Инновационного проекта
- Технопарк школы
6.Целевая программа «Здоровье»
Обоснованность необходимости разработки программы:
Необходимость включения целевой программы «Здоровье» в программу развития школы обусловлена:
- Созданием предпосылок улучшения материальных условий – закупка тренажеров, разработка проекта «спортивная площадка школы».
- Наличием разностороннего опыта использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, нуждающегося в систематизации.
- Предложениями, поступающими от родителей, о помощи в работе школы по сохранению здоровья учащихся.
- Пожеланиями учителей по активизации пропаганды здорового образа жизни и профилактической работы с учащимися.
- Объективными причинами снижения уровня здоровья населения.
Цель:
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательную среду школы
Задачи:
- Создание здоровьесберегающей материально-технической среды.
- Реализация здороровьесберегающих условий организации образовательного процесса.
- Расширение дополнительного образования в области физической культуры и спорта.
- Разработка и реализация программ психолого-педагогического сопровождения учащихся.
Механизм реализации целевой программы: освоение и активное внедрение здоровьесберегающих технологий
Содержание работы |
Ожидаемый результат (продукт) |
---|---|
Мониторинг состояния здоровьесберегающей среды школы | Корректировка действий, направленных на реализацию целевой программы «Здоровье» на основании |
Здоровьесберегающая материально-техническая среда школы | |
Мониторинг состояния, содержания помещений школы, школьной мебели и оборудования | Снижение риска нанесения ущерба здоровью на территории школы |
Контроль за использованием опасных для здоровья учащихся и учителей приборов, реактивов, установок | Снижение риска нанесения ущерба здоровью на территории школы |
Установка сухого бассейна для учащихся начальных классов | Организация подвижных перемен, способствующих снятию утомления |
Разработка проекта создания тренажерного зала | Проект тренажерного зала |
Реализация проекта «Спортивная площадка школы» | Планируемый срок реализации – август 2008 года |
Здоровьесберегающие условия организации образовательного процесса | |
Составление гибких вариантов расписания занятий с использованием экскурсионных и выездных уроков | Снижение утомляемости путем смены видов деятельности |
Отработка технологии проведения «Дня здоровья» | Разработка электронного портфолио, содержащего методические рекомендации для проведения дней здоровья во всех классах |
Обновление программ физкультминуток упражнениями для профилактики переутомления органов зрения и опорно-двигательного аппарата | Предупреждение рисков ухудшения здоровья в связи с увеличением доступа к компьютерам и другой цифровой технике |
Организация занятий общей физической подготовки для работников школы | Снижение утомляемости сотрудников и повышение их работоспособности |
Организация совместных спортивных мероприятий ученики-учителя (с привлечением выпускников и родителей) | Развитие физической активности всех субъектов образовательного процесса и повышение престижа здорового образа жизни |
Организация питьевого режима учащихся | Сохранение водного баланса организма в течение дня |
Дополнительное образование в области физической культуры и спорта | |
Увеличение объема дополнительных спортивных услуг | Развитие физической активности учащихся, снижение уровня гиподинамии |
Внедрение в практику программ ЛФК для учащихся | Профилактика стойких нарушений здоровья |
Разработка и реализация проекта «Ценности здоровья» | Развитие культуры здорового образа жизни, повышение ответственности за свое здоровье |
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся | |
Разработка и реализация программ психолого-логопедического сопровождения для учащихся 1-5 классов | Пакет программ психолого-логопедического сопровождения учащихся. Преодоление индивидуальных затруднений школьников в обучении |
Разработка и реализация современных программ психологических тренингов с учащимися основной и старшей школы с использованием инновационных технологий | Пакет программ тренингов Поддержка преодоления психологических проблем развития школьников |
Программа МСПС | Осознанное отношение детей и родителей к состоянию здоровья, получение знаний умений и навыков здорового образа жизни |
Условием реализации целевой программы «Здоровье» является целенаправленная подготовка школы к освоению и внедрению в образовательную среду школы здоровьесберегающих технологий.
Программа рассчитана на период с 2008г. на 5 лет 7. Целевая программа «Партнеры»
Цель: создание условий для развития взаимоотношений школы с партнерами – родителями учащихся, педагогическим сообществом, научным и бизнес сообществом
Задачи:
- Расширение участия родителей в программах работы школы
- Создание условий для профессионального общения педагогов школы с коллегами из других школ Санкт-Петербурга, России, Франции
- Развитие партнерских отношений с ВУЗами, юридическими и другими правоохранительными организациями Санкт-Петербурга
- Развитие партнерских отношений с научным и бизнес сообществом
Что делать |
Ожидаемый результат |
Продукт |
---|---|---|
Оптимизация работы Управляющего Совета | Развитие государственно общественного управления в школе | |
Введение в практику работы школы технологий электронный дневник и электронный журнал | Включенность каждого родителя в отслеживание результатов работы своего ребенка Повышение ответственности учителей за выставление оценок |
|
Создание традиции открытых уроков для родителей с последующим проведением круглых столов | Повышение заинтересованности родителей в образовательной деятельности школы | Методика проведения круглых столов с родителями |
Использование сайта школы с целью прямого общения родителей с органами управления школой | Своевременное реагирование на проблемные моменты работы школы | Разработка технологии «Обратная связь» |
Подготовка публичного доклада | Информирование партнеров школы о результатах образовательной деятельности за год | Публичные доклады |
Привлечение представителей научного и бизнес сообществ к профессиональной ориентации учащихся | Расширение сфер взаимоотношений с партнерами. Содействие развитию профессиональной мотивации |
Программа профессиональной ориентации Создание профессиональных портфелей в библиотеке |
Создание условий для профессиональных проб учащихся с привлечением партнеров по научному и бизнес сообществам | Содействие развитию профессиональной мотивации Формирование у учащихся надпредметных компетенций связанных с будущим выбором |
Проекты профессиональных проб учащихся |
Ресурсы:
- Договора с партнерами
- Управляющий Совет
- Родительский клуб
- Опыт работы ресурсного центра
- Опыт работы по организации практики студентов на базе школы
8. Критерии оценки реализации Программы развития
Эффективность реализации программы может быть оценена по выполнению совокупности задач определенных в целевых программах:
- Образовательная среда школы позволяет осуществить построение индивидуального образовательного пространства каждого учащегося.
- Удовлетворены запросы потребителей дополнительным образованием
- Сформирована социальная активность учащихся
- Удовлетворены запросы педагогов в повышении квалификации
- Созданы условия для профессионального роста начинающих педагогов и условия для педагогов, имеющих стаж работы более 10 лет, по передаче опыта, профилактика профессионального выгорания.
- Созданы условия для развития партнерских отношений с широкой педагогической и общественной аудиториями.
- В школе создана среда, способствующая укреплению здорового образа жизни. Каждый участник образовательного процесса получает психологическую и социальную поддержку.
9. Риски
Риски по реализации программы могут быть связаны с отсутствием финансирования.