Программа развития до 2010 года

Введение

Программа развития школы разработана на основании Закона «Об образовании», определяется стратегическими направлениями развития отечественного образования, охарактеризованными в Концепции развития системы образования на период до 2010 года, в Национальном проекте «Качественное образование», а также перспективными направлениями развития региональной системы образования Санкт-Петербурга.

Проектируемые существенные изменения в различных звеньях образовательной системы, должны привести к достижению нового качества образования, повышению доступности качественного образования, более эффективному использованию имеющихся ресурсов системы образования. В связи с этим программа развития школы разработана как программа управляемого, целенаправленного перехода школы к получению качественно новых результатов образования школьников.

Начало XXI века, характеризующееся ускорением темпов развития общества поставило перед школой ряд вопросов, которые невозможно решить в рамках традиционных подходов.

Ориентация работы школы на усвоение обучающимися только определенной суммы знаний неэффективна. Сегодня школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

Общество и государство поставили перед школой новые задачи.

Главным стало развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей, формирование человека, который:

  1. может работать в команде,
  2. может принимать самостоятельные решения,
  3. может проявлять инициативу,
  4. умеет делать ответственный выбор,
  5. умеет вести переговоры,
  6. готов к жизни в ситуации перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой,
  7. оперативно находить необходимую информацию и использовать ее для решения своих проблем.

Раздел 1. Анализ работы школы

Школа №29 находится в старой части Василевского острова, окружена образовательными учреждениями повышенного уровня (такими как гимназии 11 и 24 .имеющими гуманитарный профиль, и лицеем № 30, имеющим физико-математический профиль), кроме них на Василевском острове представлен широкий спектр профильных образовательных учреждений. Данный факт требует от школы постоянного внимания к работе над повышением качества образования, чтобы сохранять конкурентоспособность.

В ГОУ школа№29 с углубленным изучением французского языка и права обучается около 500 учащихся (20 классов), работает 61 учитель. По своему социальному составу учащиеся в большей части из благополучных семей, родители учащихся осознают ценность качественного образования и высоко ценят доброжелательную атмосферу, существующую в школе. Учащихся, стоящих на учете в ИДН, нет. Приблизительно 40% учащихся проживает не в микрорайоне школы. Многие родители выбирают нашу школу для обучения вторых, третьих детей в семье, в школе обучается большое количество учащихся – детей наших выпускников. Педагогический коллектив - коллектив единомышленников в состав которого входят 77% учителей высшей категории и первой категории, 21% имеют звания «Отличник образования» и «Почетный работник образования». В целом педагогический коллектив молодой (средний возраст учителей школы 38 лет), только 3 учителя достигли пенсионного возраста, очень много молодых учителей , из которых 4 - наши выпускники последних лет.

В настоящее время ГОУ школа №29 с углубленным изучением французского языка и права осуществляет программу углубленного изучения французского языка и права, что позволяет уделять особое внимание предметам таких образовательных областей как «Филология» и «Обществознание».

Мы можем выделить следующие преимущества нашей школы:

  1. Комфортные условия обучения (позитивный микроклимат школьного коллектива, уважительное отношение между учащимися и учителями, помощь квалифицированного психолога);
  2. Учащиеся школы добиваются высоких результатов на районных, городских и всеросийских олимпиадах; конкурсах; успешно поступают в ведущие ВУЗы Санкт-Петербурга;
  3. Учащиеся имеют возможность изучать 3 иностранных языка (французский, английский и итальянский);
  4. Углубленное изучение таких предметов как французский язык, право в экономика помогает выпускникам спроектировать свой дальнейший образовательный маршрут в соответствии с потребностями рынка труда Санкт-Петербурга;
  5. Материальная база школы позволяет учителям проводить уроки на современном уровне (современный компьютерный класс; библиотека, оснащенная компьютерами и бесплатным выходом в Интернет; наличие антенны, позволяющей принимать телепередачи на иностранных языках);
  6. Широко развитая сеть бесплатных кружков и спортивных секций, большой спектр платных образовательных услуг позволяет учащимся найти себе дело по душе во второй половине дня (75% учащихся школы заняты в бесплатном дополнительном образовании на базе школы).
*Статус «Опорная школа по гражданско-правовому образованию» присвоен школе в 1998 году на основании приказа Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 17.06.1998г.

В течение ряда лет школа являлась опорной школой по гражданско-правовому образованию*. Это является стимулом для систематического обобщения опыта учителей школы, а также, адресного повышения профессиональной квалификации педагогов школы, обусловленного необходимостью организации семинаров с учителями-предметниками, организации проектной деятельности учащихся других школ, подготовкой и проведением предметных олимпиад по праву.

На базе школы ежегодно проводится педагогическая практика студентов филологических факультетов СПбГУ (французский язык) и РГПУ им. А.И.Герцена (русский язык).

Наша школа работает в тесном контакте с другими учреждениями – социальными партнерами:

Вузы Санкт-Петербурга

  • Школа - ассоциированный член Университетского образовательного округа при РГПУ им. А.И.Герцена
  • Санкт-Петербургский государственный университет (договор о проведении практики студентов филологического факультета);
  • Инженерно-экономический Университет;
  • Институт права им. П.Г. Ольденбургского;

Учреждения образования и повышения квалификации

  • Центр французского языка (партнерское соглашение о сотрудничестве или какой-то другой документ, указывающий на систему сложившихся отношений);
  • Краеведческий сектор Городского дворца творчества юных (партнерское соглашение о сотрудничестве);
  • Центральная районная детская библиотека (партнерское соглашение);
  • Правовой информационный центр при библиотеке им. А.С.Пушкина (партнерское соглашение о сотрудничестве);
  • Детские сады № 1,11, 74,35 (договора о сотрудничестве, заключаются на 01 сенября ежегодно);
  • Общественный Институт развития школы;
  • Академия постдипломного образования;
  • Институт развития образования «Смена» (договор о сотрудничестве заключаются на 01 сентября ежегодно);
  • Институт переподготовки и повышения квалификации работников при РГПУ им.А.И.Герцена;

Учреждения культуры и искусства

  • Школа искусств «На Василевском» (партнерское соглашение);
  • Детско-юношеский творческий центр «Василевский остров»;
  • Клуб моряков-подводников (партнерское соглашение);
  • Творческий центр «Семья» (партнерское соглашение);

Учебные заведения Франции

  • Лицей им. Эдуарда Эррио г. Лион;
  • Лицей им. А. Кастлера и колледж Шабанн г.Париж (Сержи-Понтуаз);
  • Лицей Сен-Сернен и колледж Ле Шале г.Тулуза;
  • Лицей им. Мишеля Монтеня г.Бордо;
  • Лицей им.Пьера де Кубертена г.Кале.

 

SWOT- анализ*

*Данный метод использован для получения наиболее полной и достоверной информации о деятельности школы

Сильные стороны

  1. Школа уже работает по программе профильной школы.
  2. Камерность учреждения.
  3. Стабильный молодой коллектив педагогических работников, в который органично вливаются выпускники.
  4. Высокая квалификация учителей (кроме категорий и постоянного повышения квалификации педагоги школы имеют широкие профессиональные и личностные интересы).
  5. Хорошая репутация у родителей.
  6. Мобильность и креативность в выполнении функциональных сфер деятельности образовательного учреждения.
  7. Возможности повышения качества образования.
  8. Преимущества в области достижения образовательных результатов учащимися, расширения спектра получаемых результатов.
  9. Наличие инновационных процессов и возможности в их реализации.
  10. Ясные стратегические направления во внутришкольном управлении:
    • Работа над созданием в ГОУ среды позволяющей субъектам образовательного процесса интегрироваться в Европейскую социокультурную среду;
    • Оптимизация организационно-педагогических условий способствующих развитию гражданской активности и сознательности учащихся;
    • Модернизация контрольно-оценочной системы школы.

Слабые стороны

  1. Недостаточное использование информационных технологий в организации самостоятельной работы учащихся (в том числе домашней работы).
  2. Недостаточное использование всех возможных ресурсов для привлечения дополнительного финансирования.
  3. Недостаточное включение педагогов в реализацию прогрессивных образовательных проектов.

Проблемы

  1. Необходимо оборудование спортивной площадки и пришкольной территории.
  2. Необходим поиск дополнительных площадей для организации проектной деятельности учащихся и организации комфортного отдыха учащихся и учителей в течение учебного дня.
  3. Необходима формализация стратегической программы повышения качества образования.

Возможности

  1. Сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями, в том числе дополнительного и профессионального образования.
  2. Адресное повышение квалификации педагогических кадров.
  3. Освоение и внедрение в практику работы образовательного учреждения новых технологий внутришкольного управления.
  4. Расширение связей с общественностью, поиск социальных партнеров школа.
  5. Школа является районным ресурсным центром по гражданско-правовому образованию.

Риск

Школа расположена в старой части Василевского острова Санкт-Петербурга, где наблюдаются неблагоприятные демографические изменения, связанные с миграцией населения в черте города (переезд семей в новые районы города из-за расселения квартир и оборудования их под нежилые помещения). Прием в начальные классы и в 10 фактически конкурсные, однако, наблюдается снижение наполняемости в 7-8 классах.

В связи с этим возникает реальный риск дальнейшего снижения наполняемости классов основной ступени школы. Данный риск обусловлен не только миграционными процессами, но и объективными трудностями модернизации образования в 5-9 классах, связанных с новообразованиями данного возраста. В частности, удовлетворение физиологической потребности подростков в увеличении объема двигательной активности пока сопряжено для школы с трудностями (отсутствие оборудованной спортивной площадки). Необходимость организации проектной деятельности учащихся предъявляет дополнительные требования к внутреннему пространству школы - необходимы дополнительные помещения, рекреации для организации индивидуальной и групповой работы (типовое здание школы, построенной в середине XX века, не имеет дополнительных ресусров площадей).

 

Раздел 2. Програмная стратегия развития школы

Программа развития школы направлена на решение перечисленных в аналитическом разделе проблем и следующих объективно существующих противоречий.

Анализ состояния работы школы и социально-педагогических тенденций развития российской, петербургской и мировой систем образования позволил выявить следующие объективно существующие противоречия:

  1. Между требованиями действующих учебных программ, связанными с усилением фундаментальности образования, объема усваиваемых учащимися знаний, и требованиями общества и времени, связанными с усилением практикоориентированности образования, его ориентации на решение реальных личностно-значимых и жизненно важных проблем.
  2. В ориентации большинства учителей на традиционный подход к образованию - передачу ученикам значительного объема знаний и необходимостью систематической работы над развитием компетенции учащихся и реализацией компетентностного подхода в образовании.
  3. Между необходимостью обучения учащихся проектной деятельности и неготовностью определенной части педагогического коллектива к такой работе.
  4. Между необходимостью обучения учащихся образовательному выбору и недостаточной вариативностью ситуаций сделать этот выбор в рамках образовательного пространства конкретной школы.

Цель программы развития

Программа развития школы направлена на повышение качества школьного образования путем создания условий:

  • Для развития у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности;
  • Для подготовки гуманитарно-ориентированной личности гражданина, обладающего правовой культурой, способного к активной социальной адаптации в обществе, самостоятельному жизненному выбору, готового к самообразованию и самосовершенствованию;
  • Для развития личности умеющей отвечать за свои решения и действия, способной осознавать, что личностный успех или неуспех есть результат собственной жизнедеятельности.

Задачи

  1. Поддержка доброжелательных отношений и уважения между субъектами образовательного процесса;
  2. Максимальное раскрытие профессиональных и творческих возможностей работников; а также максимальное раскрытие личностного, интеллектуального, творческого потенциала каждого учащегося;
  3. Расширение взаимодействия учреждения с социокультурной средой;
  4. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов;
  5. Оптимизация системы управления и ресурсного обеспечения школы.

Механизм реализации программной стратегии

Ведущим механизмом достижения цели и решения поставленных задач является средовой подход, предполагающий создание и дальнейшее развитие различных микросред. Микросреды создаются в результате реализации целевых программ, рассматриваемых в качестве программ совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса и предполагающих привлечение социальных партнеров школы.

На период до 2010 года планируется реализация следующих целевых программ: «Самостоятельный ученик», «Поддержка», «Комфортная школа». В совокупности эти целевые программы представляют собой стратегическую программу повышения качества образования, понимаемую как программу, обеспечивающую:

  • достижение качественно новых результатов образования сверх обязательных стандартных результатов, достигаемых учащимися школы (программа «Самостоятельный ученик»);
  • развитие образовательной среды школы, способствующей достижению качественно новых результатов образования (программа «Комфортная школа»);
  • оптимизацию использования ресурсов образования (программа «Поддержка»).

Каждая целевая программа реализуется командой единомышленников (например, методические объединения, объединение классных руководителей, временные творческие группы и т.д.), привлекающей учащихся школы и их родителей, а также социальных партнеров школы.

На каждый учебный год составляется рабочий план реализации каждой целевой программы. Два раза в год (август, январь) происходит обсуждение хода реализации целевых программ. Подведение итогов планируется проводить ежегодно и приурочивать его к традиционному школьному празднику «День школы», проводимому в ноябре.

 

Раздел 3. Целевые программы


Целевая программа «Самостоятельный ученик»

Цель: развитие компетенции учащихся в сфере самостоятельной познавательной деятельности, предполагающей развитие личности способной самостоятельно работать с информацией, на ее основе делать осознанный выбор и нести ответственность за свой выбор.

Задачи:

  1. Формирование навыка планирования деятельности.
  2. Развитие умения принимать самостоятельное решения.
  3. Развитие умения работать в команде.
  4. Развитие коммуникативных умений.
  5. Развитие мотивация учащихся к самостоятельной познавательной деятельности.

Механизм реализации целевой программы: внедрение в образовательный процесс инновационных образовательных технологий.

Содержание работы

Технологии организации исследовательской деятельности учащихся

  1. Развитие у учащихся умений исследовательской деятельности в урочное время с 1 класса.
  2. Создание условий для системной работы учащихся 9-11 классов над научно-исследовательской темой.
  3. Проведение школьных научно-практических конференций.

Гуманитарные технологии образования

Развитие языкового образования в школе:

  1. Внедрение технологии «РАЛЛИ» (выполнении учащимися индивидуальных и групповых заданий в музейной или выставочной экспозиции во внеурочное время) в практику преподавания гуманитарных предметов основной и старшей школы.
  2. Внедрение в урочную работу и в системе дополнительного образования занятий с использованием так называемых симуляционных технологий, предполагающих включение учащихся в процесс создания учебной ситуационной игры, и ролевых игр.
  3. Развитие коммуникативных навыков учащихся в образовательном процессе.

Технологии организации проектной деятельности учащихся

  1. Организация в библиотеке фонда «Учись сам» - разработок уроков на CD дисках и вспомогательных материалов для самоконтроля и самообразования.
  2. Организация проектной деятельности учащихся: учебные проекты, социальные проекты.
  3. Продолжение работы по направлениям «Школьный парламент», «Газета».

Технологии оценивания образовательных результатов самостоятельной деятельности учащихся

Изменение подхода к организации и оцениванию самостоятельной работы учащихся (в том числе домашних заданий) от знаниевого к компетентностно ориентированному.

Участие в международных проектах и исследованиях (PISA и др.) оценки качества образования.

Ожидаемый результат (продукт)

Технологии организации исследовательской деятельности учащихся

Разработка и реализация усложняющейся системы требований к исследовательской деятельности учащихся.Гуманитарные технологии образования

  1. Развитие у учащихся коммуникативных умений средствами решения задач межпредметного и надпредметного характера.
  2. Работа учащихся в группах; в индивидуальном темпе, направленная на развитие самостоятельной познавательной активности.
  3. Создание банка экскурсионных заданий.
  4. Разработка методических пакетов игр.
  5. Обогащение методической копилки школы.

Технологии организации проектной деятельности учащихся

  1. Развитие проектных умений школьников.
  2. Создание банка тем проектов

Технологии оценивания образовательных результатов самостоятельной деятельности учащихся

  1. Осуществление дифференцированного подхода к организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
  2. Разработка критериев и показателей оценивания самостоятельных учащихся заданий (в том числе домашних заданий), согласование требований между учителями в логике компетентностного подхода.
  3. Получение достоверной информации о состоянии образования в школе в категориях международной оценки качества образования.

Целевая программа «Комфортная школа»

Цель: создание организационных условий для повышения комфортности образовательной среды.

Задачи:

  1. Расширение среды образовательного процесса.
  2. Насыщение образовательной среды школы новыми возможностями для учащихся и учителей.
  3. Увеличение степени включенности в среду субъектов образовательного процесса.
  4. Повышение степени координации действий всех субъектов образовательного процесса.
  5. Повышение значимости образовательной среды для всех субъектов.

Содержание работы

Оптимизация экскурсионной работы школы.

Создание условий для осознания учащимися себя жителями Санкт-Петербурга, России и Европы:

  1. Проведение лингво-культурных обменов с учащимися Франции.
  2. Разработка экскурсий по технологиям «РАЛЛИ» (см. программу «Самостоятельный ученик»).

Празднование 50-летия школы (ноябрь 2006г.)

  1. Проведение конференции для профессионального сообщества Санкт-Петербурга посвященной 50-летию школы «Гражданско-правовое образование в современной школе».
  2. Общественная презентация школы для родителей.
  3. Семинар «Межкультурные коммуникации в современном школьном образовании».
  4. Создание виртуального музея школы.

Оптимизация пространства школы и пришкольной территории

  1. Разработка проекта оборудования спортивной площадки и пришкольной территории.
  2. Подготовка проекта перепланировки школьного здания с целью выделения зон отдыха.

Ожидаемые результаты работы (продукт)

Оптимизация экскурсионной работы школы.

Разработка программы экскурсионной работы школы, включающей группы:

  1. экскурсии обязательные в данном классе и в данное время;
  2. экскурсии, которые необходимо посетить за время обучения в школе;
  3. экскурсии по выбору учащихся и родителей.

Празднование 50-летия школы (ноябрь 2006г.)

  1. Проведение праздника для всех учащихся, учителей, родителей, социальных партнеров школы.
  2. Общественная оценка профессионального сообщества.
  3. Подготовка публикаций о работе школы.
  4. Неформальная оценка школы родителями.

Оптимизация пространства школы и пришкольной территории

  1. Подготовка запроса депутатам и районной администрации.
  2. Поиск ресурсов для оборудования спортивной площадки и пришкольной территории.
  3. Оформление рекреационных зон.
  4. Поиск ресурсов для создания «сухого бассейна».

Целевая программа «Поддержка»

Цель: поддержка саморазвития, самообразования, самосовершенствования участников образовательного процесса.

Задачи:

  1. Привлечение молодых педагогов в школу.
  2. Методическая и социальная поддержка учителей школы.
  3. Поддержка разноуровневого контингента учащихся в образовательном процессе.

Содержание работы

Повышение образовательной мотивации учащихся

Разработка адресной программы психолого-педагогической поддержки учащихся.

Стимулирование творческой активности учащихся.

Повышение мотивации профессиональной деятельности учителей

Разработка адресной программы профессиональной поддержки деятельности педагогов.

Разработка и внедрение в практику работы школы положения о стимулировании деятельности учителей, использующих инновационные технологии.

Разработка и реализация социального пакета для учителей.

Стимулирование творческой активности учителей.

Ожидаемые результаты работы (продукт)

Повышение образовательной мотивации учащихся

  1. Совокупность программ психолого- педагогической поддержки учащихся (по личностно-значимым проблемам).
  2. Профилактика девиантного поведения школьников.
  3. Рост познавательного интереса школьников.
  4. Публикация лучших исследовательских и творческих работ учащихся.

Повышение мотивации профессиональной деятельности учителей

  1. Совокупность программ профессиональной поддержки учителей (по предметным объединениям, по профессиональным проблемам, по задачам инновационной деятельности).
  2. Привлечение молодых творческих педагогов в школу.
  3. Положение о стимулировании деятельности учителей.
  4. Механизм внедрения положения в практику работы школы.
  5. Организация зоны отдыха.
  6. Программы организованного досуга (корпоративные традиции).
  7. Создание тренажерного зала.
  8. Публикации методических разработок и творческих работ учителей.
  9. Создание банка учебнометодических медиаресурсов для библиотеки.

Условием реализации данных целевых программ является целенаправленная подготовка педагогов школы к освоению и внедрению в образовательный процесс инновационных образовательных технологий, обеспечивающих достижение нового качества образования. Такая подготовка предусматривает проведение школьных семинаров по обмену опытом работы в рамках инновационных технологий и адресное повышение квалификации учителей.

РИСКИ ПРОГРАММЫ

  1. Неготовность учителей к изменению своей профессиональной деятельности.
  2. Отсутствие возможностей полного использования дополнительных ресурсов финансирования.
  3. Объективные изменения Федеральной и петербургской нормативных баз по образовательной деятельности.