Программа развития

Программа развития 2011-2015

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение
  2. Анализ результатов реализации Программы развития 2005-2010
  3. SWOT-анализ
  4. Целевая программа «Личность»
  5. Целевая программа «Профессионал»
  6. Целевая программа «Здоровье»
  7. Целевая программа «Партнеры»
  8. Критерии оценки реализации Программы
  9. Риски

1. Введение

При разработке программы школа исходит из следующего определения своей миссии: «Миссией школы в условиях развития поликультурного общества является создание образовательной среды школы, адекватной идеям поликультурного образования, способствующей развитию у учащихся ценностей гражданского общества - подготовка гуманитарно-ориентированной личности гражданина, обладающего правовой культурой, способного к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию».
Общей целью Программы развития школы является создание условий:

  • для достижения каждым из учащихся личностно значимого уровня образования на основе требований государственных образовательных стандартов,
  • для проявления каждым учеником своих индивидуальных склонностей, раскрытия талантов и творческих способностей,
  • для удовлетворения образовательных запросов учащихся и их родителей в предоставлении качественных образовательных услуг соответствующих уровню углубленного изучения ряда предметов.

При разработке Программы педагогический коллектив школы опирается на принципы государственной политики Российской Федерации в области стратегического планирования, в области образования и положения:

  • Конституции Российской Федерации; закона Российской Федерации «Об образовании» и Концепции проекта нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Указа Президента РФ от 12 мая 2009 года № 536 «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации»;
  • Указа Президента РФ от 12 мая 2009 года №537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»
  • Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;
  • Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, в редакции распоряжения Правительства РФ от 02.11.2009 № 1622-р;
  • Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации 04.02.2010г., Пр-271;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 г.
  • Плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года N 1507-р;
  • Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.7.2007 N 884
  • Плана мероприятий по модернизации общего образования, направленных на реализацию в 2011-2015 годах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Санкт-Петербурге», утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 08 июня 2010 года N 750
  • Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020гг. («Петербургская школа 2020»)
  • Устав школы
  • Локальные акты школы

Механизм реализации Программы:
Программа развития 2011-2015 реализуется через осуществлении работы по четырем целевым программам: «Личность», «Профессионал», «Здоровье», «Партнеры».
Программа рассчитана на 5 лет. Для успешной реализации программы ежегодно принимаются планы работы по ее реализации.

 

2. Анализ результатов деятельности Программы развития

2005-2010

 


Программа развития 2005-2010 состояла из трех целевых программ («Самостоятельный ученик», «Комфортная школа», «Поддержка») и была направлена на повышение качества школьного образования путем создания условий:

  • для развития у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности;
  • для подготовки гуманитарно-ориентированной личности гражданина, обладающего правовой и нравственной культурой, способного к активной социальной адаптации в обществе, самостоятельному жизненному выбору, готового к самообразованию и самосовершенствованию;
  • для развития личности, умеющей отвечать за свои решения и действия, способной осознавать, что личностный успех или неуспех есть результат собственной жизнедеятельности.

В качестве основного механизма реализации Программы развития педагогический коллектив школы избрал компетентностный и средовой подходы. В связи с этим в ходе работы главное внимание мы уделяли формированию у педагогов компетенций, необходимых для внедрения современных образовательных технологий; а у учащихся -формированию компетенций для расширения возможностей продолжения образования и самообразования, для социализации в обществе. Также приоритетным направлением с 2005 года являлась задача создания такой образовательной среды, которая способствовала бы развитию этих компетенций, а значит, и достижению качественно новых результатов образования.
Далее будет представлен отдельный отчет по реализации каждой из целевых программ («Самостоятельный ученик», «Поддержка», «Комфортная школа»). Существенным этапом в реализации Программы развития стало освоение полученного в 2006 и 2009 годах грантов в результате победы нашей школы в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. На эти средства была закуплена цифровая техника и проведено обучение большой группы учителей информационным и коммуникационным технологиям.
В 2007 году педагогами была выдвинута идея новой целевой программы «Здоровье», которая стала четвертой составной частью Программы развития принята целевая программа «Здоровье», к реализации которой школа приступила с января 2008 года.
Опыт работы школы по реализации Программы развития за 2005-2010 годы был неоднократно представлен педагогической и родительской общественности и получил высокую оценку.

Реализация целевой программы «самостоятельный ученик». В результате работы с учащимися была достигнуты поставленные цели и задачи: велась работа по развитию компетенций учащихся в сфере самостоятельной познавательной деятельности, предполагающей развитие личности, способной самостоятельно работать с информацией, на ее основе делать осознанный выбор и нести ответственность за свой выбор. к самостоятельной познавательной деятельности.
С этой целью в образовательный процесс были внедрены инновационные образовательные технологии.
Разработана система последовательно усложняющихся заданий для учащихся 3-8 классов, направленных на развитие навыков самостоятельного подбора материала, выполнения заданий с элементами реферирования, проведения микроисследований.
Разработаны циклы экскурсий с использованием технологии РАЛЛИ.
Обобщен и представлен опыт по использованию симуляционных и других интерактивных технологий в образовательном процессе.
Обобщен и представлен опыт по использованию театрализации в образовательном процессе.
Разработны уроки и методические пакеты тестов для самоконтроля с использованием ИКТ. Разработаны предметные игры с использованием ИКТ. Обобщен и представлен опыт по использованию симуляционных и других интерактивных технологий.
Проведена работа по:

  1. освоению учащимися 9-11 классов умений самостоятельной познавательной деятельности: выполнение исследовательских работ с последующей защитой на традиционных школьных научно-практических конференциях.
  2. освоению учащимися умений работы в команде: ролевые игры, выезды, командно -игровые формы работы на уроках, турниры эрудитов
  3. освоению учащимися коммуникативных умений и навыков планирования деятельности: культурно-лингвистические обмены с колледжами и лицеями Франции

Для реализации Целевой программы «Комфортная школа» созданы организационные условия для повышения комфортности образовательной среды:

  1. Созданы программы экскурсионной работы с учащимися с 1 по 11 класс
  2. Выпущена книга«Полвека просвещения» к 50-летию школы, результаты работы школы представлены на тожтественном юбилейном заседании для социальных партнеров
  3. Проведены открытые уроки для родителей (53 из 58 работающих учителей дали открытые уроки)
  4. Создан Управляющий Совет школы
  5. Методические ресурсы школы представлены широкой педагогической общественности
  6. Учащиеся школы привлекаются к проведению семинаров
  7. В школе создана информационно насыщенная среда (Технопарк)
  8. Проведена работа по благоустройству пришкольной территории

По реализации целевой программы «Поддержка» проведена работа по поддержке саморазвития, самообразования, самосовершенствования участников образовательного процесса:

  1. Созданы условия поддержки разноуровневого контингента учащихся. Проведено психолого-педагогическое исследование «Комфортность и успешность учащихся в школе и в семье» Создана и успешно работает служба сопровождения
  2. Созданы методические условия поддержки профессиональной деятельности учителей
  3. Создание системы работы с социальными партнерами школы
  4. Проводится работа по привлечению молодых специалистов в школу
  5. Создана система поощрений учителей и учащихся по итогам работы за год и участи в различных конкурсах

Начата реализация целевой программы «Здоровье»

  1. Создана спортивная площадка при школе
  2. Открыто отделение дополнительного образования детей с большим количеством кружков спортивной направленности
  3. Разработана программа «Здоровый образ жизни»

3. SWOT – анализ

Сильные стороны

Слабые стороны

  1. Наличие инновационных процессов и возможности в их реализации.
  2. Мобильность и креативность в выполнении функциональных сфер деятельности образовательного учреждения.
  3. Преимущества в сфере достижения учащимися образовательных результатов, выходящих за рамки требований государственного стандарта.
  4. Опыт реализации программы развития в течение 2006-2020 гг..
  5. Опыт реализации инновационного образовательного проекта «Информационные технологии сетевого взаимодействия в иноязычном образовании школьников» в 2009-2010 уч. году
  6. Стабильный коллектив педагогических работников, в который органично вливаются выпускники.
  7. Высокая квалификация учителей (кроме категорий и постоянного повышения квалификации педагоги школы имеют широкие профессиональные и личностные интересы).
  8. Открытость школы для социального партнерства.
  9. Хорошая репутация у родителей.
  10. Развитый технопарк как ресурсная база реализации программы развития.
  11. Ясные стратегические направления во внутришкольном управлении:
    • Повышение качества образования, в том числе средствами развития иноязычной компетенции учащихся;
    • Оптимизация организационно-педагогических условий способствующих развитию гражданской активности и сознательности учащихся;
    • Совершенствование контрольно-оценочной системы школы в соответствии с изменяющимися требованиями образовательной деятельности.
  1. Недостаточное внимание к информированию о деятельности школы среди социальных партнеров.
  2. Недостаточное представление опыта работы школы в публикациях.
  3. Недостаточное использование всех возможных ресурсов для привлечения дополнительного финансирования.

Проблемы

  1. Необходимо создание условий для личностного развития учащихся в процессе реализации новых образовательных стандартов.
  2. Необходимо создание системы поддержки и развития профессионализма педагогов.
  3. Необходим поиск ресурсов для расширения социального партнерства школы.
  4. Необходимо создание здоровьсберегающей среды в школе для учащихся и учителей.

Возможности

  1. Сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями, в том числе дополнительного и профессионального образования, а также образовательными учреждениями во Франции.
  2. Сложившаяся система адресного повышения квалификации педагогических кадров.
  3. Освоение и внедрение в практику работы образовательного учреждения технологий внутришкольного управления.
  4. Удобное территориальное расположение школы.

4. Целевая программа «Личность»

Цель: создание условий для развития личности в информационном поликультурном обществе средствами школьного образования.

Задачи:

  1. Расширение образовательной среды школы для построения индивидуального образовательного пространства каждого учащегося.
  2. Удовлетворение потребностей и запросов учащихся в дополнительном образовании в школе.
  3. Формирование социально активной личности – гражданина России.
  4. Развитие иноязычной компетенции учащихся средствами индивидуальных технологий.

Средства:

  1. Образовательная среда школы
  2. Отделение дополнительного образования детей
  3. Система формирования социально-культурной и коммуникативной компетенций учащихся.

Что делать

Ожидаемый результат

Продукт

Создание надпредметных и метапредметных программ по формировании универсальных учебных действий Развитие личностных и коммуникативных учебных действий Пакет надпредметных программ для учащихся различных ступеней школы
Создание программы «Грамотный читатель» Повышение уровня функциональной грамотности учащихся.
Развитие интереса к чтению различных текстов
Программа «Грамотный читатель»
Диагностика запросов учащихся по программам дополнительного образования Выявление интересов учащихся в динамике Пакет диагностических материалов
Обновление программ дополнительного образования Механизм обновления Пакет программ
Разработка и реализация социальных проектов учащихся Развитие социальной активности учащихся Банк проектов методической работы с учащимися по созданию социального проекта.
Технология представления проектов.
Совершенствование работы по созданию «Языкового портфеля» каждым учащимся Развитие иноязычной компетенции учащихся Методика работы педагогического коллектива по развитию иноязычной компетенции учащихся.
Внедрение новых современных технологий формирования иноязычной компетенции

Ресурсы:

  1. Квалифицированные кадры
  2. Опыт работы школы в качестве городского ресурсного центра
  3. Оснащенная библиотека и медиотека
  4. Технопарк школы
  5. Опыт работы школы в области проектной деятельности

5. Целевая программа «Профессионал»


Цель: создание условий для развития и самореализации педагогов в профессиональной деятельности.
Задачи:

  1. Выявление и удовлетворение запросов педагогов на повышение квалификации
  2. Создание условий для профессионального роста начинающих педагогов
  3. Создание условий для педагогов, имеющих стаж работы более 10 лет, по передаче опыта, профилактика профессионального выгорания.

Что делать

Ожидаемый результат

Продукт

Формирование плана адресных программ повышения квалификации учителей Повышение квалификации педагогов по актуальным для педагогов и школы проблемам Перспективный план адресного повышения квалификации
Профессиональная подготовка начинающих учителей Рост профессионализма
Сохранение молодых кадров в школе
Программа профессиональной подготовки начинающих учителей
Создание системы внутришкольных конкурсов профессионального мастерства Профессиональная самореализация учителей Положение о конкурсе.
Методика проведения конкурса
Альтернативные источники финансирования для выплат стимулирующего характера
Поддержка учителей, участвующих в профессиональных конкурсах вне школы Профессиональная самореализация Методические материалы созданные в процессе подготовке к конкурсам
Создание программы «Корпоративная культура учителя» Совершенствование межличностных отношений педагогов
Формирование навыков работы в команде
Программа «Корпоративная культура учителя»

Ресурсы:

  1. Сложившаяся система проведения открытых уроков
  2. Кадры с опытом работы с использованием инновационных технологий
  3. Опыт реализации Инновационного проекта
  4. Технопарк школы

6.Целевая программа «Здоровье»


Обоснованность необходимости разработки программы:
Необходимость включения целевой программы «Здоровье» в программу развития школы обусловлена:

  • Созданием предпосылок улучшения материальных условий – закупка тренажеров, разработка проекта «спортивная площадка школы».
  • Наличием разностороннего опыта использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, нуждающегося в систематизации.
  • Предложениями, поступающими от родителей, о помощи в работе школы по сохранению здоровья учащихся.
  • Пожеланиями учителей по активизации пропаганды здорового образа жизни и профилактической работы с учащимися.
  • Объективными причинами снижения уровня здоровья населения.

Цель:
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательную среду школы
Задачи:

  1. Создание здоровьесберегающей материально-технической среды.
  2. Реализация здороровьесберегающих условий организации образовательного процесса.
  3. Расширение дополнительного образования в области физической культуры и спорта.
  4. Разработка и реализация программ психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Механизм реализации целевой программы: освоение и активное внедрение здоровьесберегающих технологий

Содержание работы

Ожидаемый результат (продукт)

Мониторинг состояния здоровьесберегающей среды школы Корректировка действий, направленных на реализацию целевой программы «Здоровье» на основании
Здоровьесберегающая материально-техническая среда школы
Мониторинг состояния, содержания помещений школы, школьной мебели и оборудования Снижение риска нанесения ущерба здоровью на территории школы
Контроль за использованием опасных для здоровья учащихся и учителей приборов, реактивов, установок Снижение риска нанесения ущерба здоровью на территории школы
Установка сухого бассейна для учащихся начальных классов Организация подвижных перемен, способствующих снятию утомления
Разработка проекта создания тренажерного зала Проект тренажерного зала
Реализация проекта «Спортивная площадка школы» Планируемый срок реализации – август 2008 года
Здоровьесберегающие условия организации образовательного процесса
Составление гибких вариантов расписания занятий с использованием экскурсионных и выездных уроков Снижение утомляемости путем смены видов деятельности
Отработка технологии проведения «Дня здоровья» Разработка электронного портфолио, содержащего методические рекомендации для проведения дней здоровья во всех классах
Обновление программ физкультминуток упражнениями для профилактики переутомления органов зрения и опорно-двигательного аппарата Предупреждение рисков ухудшения здоровья в связи с увеличением доступа к компьютерам и другой цифровой технике
Организация занятий общей физической подготовки для работников школы Снижение утомляемости сотрудников и повышение их работоспособности
Организация совместных спортивных мероприятий ученики-учителя (с привлечением выпускников и родителей) Развитие физической активности всех субъектов образовательного процесса и повышение престижа здорового образа жизни
Организация питьевого режима учащихся Сохранение водного баланса организма в течение дня
Дополнительное образование в области физической культуры и спорта
Увеличение объема дополнительных спортивных услуг Развитие физической активности учащихся, снижение уровня гиподинамии
Внедрение в практику программ ЛФК для учащихся Профилактика стойких нарушений здоровья
Разработка и реализация проекта «Ценности здоровья» Развитие культуры здорового образа жизни, повышение ответственности за свое здоровье
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся
Разработка и реализация программ психолого-логопедического сопровождения для учащихся 1-5 классов Пакет программ психолого-логопедического сопровождения учащихся. Преодоление индивидуальных затруднений школьников в обучении
Разработка и реализация современных программ психологических тренингов с учащимися основной и старшей школы с использованием инновационных технологий Пакет программ тренингов
Поддержка преодоления психологических проблем развития школьников
Программа МСПС Осознанное отношение детей и родителей к состоянию здоровья, получение знаний умений и навыков здорового образа жизни

Условием реализации целевой программы «Здоровье» является целенаправленная подготовка школы к освоению и внедрению в образовательную среду школы здоровьесберегающих технологий.

Программа рассчитана на период с 2008г. на 5 лет 7. Целевая программа «Партнеры»
Цель: создание условий для развития взаимоотношений школы с партнерами – родителями учащихся, педагогическим сообществом, научным и бизнес сообществом
Задачи:

  1. Расширение участия родителей в программах работы школы
  2. Создание условий для профессионального общения педагогов школы с коллегами из других школ Санкт-Петербурга, России, Франции
  3. Развитие партнерских отношений с ВУЗами, юридическими и другими правоохранительными организациями Санкт-Петербурга
  4. Развитие партнерских отношений с научным и бизнес сообществом

Что делать

Ожидаемый результат

Продукт

Оптимизация работы Управляющего Совета Развитие государственно общественного управления в школе  
Введение в практику работы школы технологий электронный дневник и электронный журнал Включенность каждого родителя в отслеживание результатов работы своего ребенка
Повышение ответственности учителей за выставление оценок
 
Создание традиции открытых уроков для родителей с последующим проведением круглых столов Повышение заинтересованности родителей в образовательной деятельности школы Методика проведения круглых столов с родителями
Использование сайта школы с целью прямого общения родителей с органами управления школой Своевременное реагирование на проблемные моменты работы школы Разработка технологии «Обратная связь»
Подготовка публичного доклада Информирование партнеров школы о результатах образовательной деятельности за год Публичные доклады
Привлечение представителей научного и бизнес сообществ к профессиональной ориентации учащихся Расширение сфер взаимоотношений с партнерами.
Содействие развитию профессиональной мотивации
Программа профессиональной ориентации
Создание профессиональных портфелей в библиотеке
Создание условий для профессиональных проб учащихся с привлечением партнеров по научному и бизнес сообществам Содействие развитию профессиональной мотивации
Формирование у учащихся надпредметных компетенций связанных с будущим выбором
Проекты профессиональных проб учащихся

Ресурсы:

  1. Договора с партнерами
  2. Управляющий Совет
  3. Родительский клуб
  4. Опыт работы ресурсного центра
  5. Опыт работы по организации практики студентов на базе школы

8. Критерии оценки реализации Программы развития


Эффективность реализации программы может быть оценена по выполнению совокупности задач определенных в целевых программах:

  1. Образовательная среда школы позволяет осуществить построение индивидуального образовательного пространства каждого учащегося.
  2. Удовлетворены запросы потребителей дополнительным образованием
  3. Сформирована социальная активность учащихся
  4. Удовлетворены запросы педагогов в повышении квалификации
  5. Созданы условия для профессионального роста начинающих педагогов и условия для педагогов, имеющих стаж работы более 10 лет, по передаче опыта, профилактика профессионального выгорания.
  6. Созданы условия для развития партнерских отношений с широкой педагогической и общественной аудиториями.
  7. В школе создана среда, способствующая укреплению здорового образа жизни. Каждый участник образовательного процесса получает психологическую и социальную поддержку.

9. Риски


Риски по реализации программы могут быть связаны с отсутствием финансирования.

 

Программа развития до 2010 года